Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр
умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную
функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только
от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной
деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между
успехами в учебной деятельности и развитием личности.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под
влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным
возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники).
При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна.
Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными
параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как
проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием
учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за
формированием самооценки.
Можно и нужно прослеживать уровень самооценки, проводя контрольное
тестирование каждые полгода. Результаты будут более достоверными, если
использовать при тестировании разные методики, а также если исследования
будут проводиться в различных условиях (успеха и неуспеха). Полученные
данные можно сопоставлять и обобщать.
Предлагаю использовать методику А.И. Липкиной "Три оценки". Ученикам
предлагается выполнить любое письменное задание. Работа оценивается
тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей
тетрадей с проставленными оценками ученикам говорят: "Три учительницы из
трех разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное
мнение о выполненном задании, поэтому они поставили разные оценки.
Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен". Затем проводится
индивидуальная беседа с каждым ребенком, в ходе которой выясняются
ответы на вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, сильным или слабым?
2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
3. Твоя работа заслуживает оценки "3", а учительница поставила "5", обрадуешься этому или огорчишься?
В ходе беседы взрослый старается не навязывать свое мнение, ответы фиксируются и анализируются.
Уровень самооценки определяется по следующим показателям:
совпадение или несовпадение самооценки с оценкой учителя;
характер аргументации самооценки: аргументация, направленная на качество
выполнения работы; любая другая аргументация; устойчивость или
неустойчивость самооценки о которой судят по степени совпадения
характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на
вопросы.
Самооценка может быть адекватной, завышенной либо заниженной.
Уровень самооценки можно выявить и с помощью рисуночных тестов: они
информативны как в дошкольном возрасте, так и в начальной школе. Можно
попросить нарисовать человека, семью, несуществующее животное. Эти
методики наряду с другими показателями помогают оценить социально
благополучие ребенка, уровень его самооценки. Низкая самооценка -
маленькая фигурка, расположена не по середине листа, а с краю, плохо
прорисованы детали, либо использование темных цветов, штриховки. Об
адекватной самооценке говорит хорошо прорисованная фигура, расположенная
в центре листа, хорошо прорисованное лицо и части одежды, достаточно
длинные руки и ноги. Завышенная самооценка - слишком большая фигура,
сильно украшенная, все остальные фигуры на рисунке кажутся невзрачными и
незаметными.
Если у дошкольников наличие завышенной самооценки является нормальным
явлением, при условии, что она проявляется непостоянно (не во всех
тестированиях), то у школьников завышенная самооценка (также, как и
заниженная) требует внимания педагога, психолога и родителей.
Используемая литература:
Е. И. Рогов "Настольная книга практического психолога в образовании", Москва, "Владос", 1995
Ольга Анисимович,
педагог-психолог,
специально для детского портала "Солнышко".
Опубликовано 11 мая 2006 г.