Всероссийская научно-практическая конференция
|
"Наша новая школа: поддержка талантливых детей в рамках национальной образовательной
инициативы” август 2011г
|
Проектирование как метод познания.
В.Н.Ефимова, учитель
начальных классов
МОУ «Гимназия №4» Саратов,
РФ
Концепция
модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не
только на получение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие
его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Успех в современном мире во многом
определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект:
определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые
ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь
поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей
стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике,
бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня
в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого
вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
Образовательная практика школы наряду с
традиционными формами обучения включает и проектную деятельность учащихся.
Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой
творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы,
расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные
идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.
Современное образование ориентировано не на трансляцию
(передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и
способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной
учебной деятельности. Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения:
заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить
практический результат учебы сейчас, а не через далекие года. Поэтому, создавая
проект, они работают с удовольствием. «Учение с увлечением» - вот залог
успеха проектной деятельности. Большая доля самостоятельности и личной
ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как
развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное
выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение.
Проектная деятельность школьников стирает границы между школьными предметами,
сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Задачи
проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать
основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении
цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся
должен уметь выбрать подходящую информацию);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план
работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять
инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок).
Проектно-исследовательская
деятельность всегда является достоянием свободного и независимо мыслящего
человека Проектная деятельность предполагает участие одарённых детей в ученических
конференциях, конкурсах, форумах по проектно-исследовательской деятельности на
самых различных уровнях.
Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся
практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они
перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая
овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое,
нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и
способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую
деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и
удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей,
создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного
образования.
Таким
образом, проектная деятельность способна повысить степень самостоятельности,
инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать
развитию социальных навыков школьников, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой
деятельности, пробуждения интереса к чтению, воспитания положительных
ученических, человеческих качеств, эстетического вкуса, информационной
грамотности.
Список
ресурсов
1. Концепция
развития информационного общества в России. http://www.libertarium.ru/68568
2. VCT-проекты: Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=238&order=n.e_docdate+desc
3.
Электронный учебник по курсу «Проектная
деятельность как способ организации семиотического образовательного
пространства». http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html
4.
Проектная деятельность. Маркова О.Н. http://www.sch881.edusite.ru/p19aa1.html
5.
Проектная деятельность учащихся. Курсовая работа http://www.bestreferat.ru/referat-73413.html
|