Всероссийская научно-практическая конференция
"Наша новая школа" март 2010г
|
Совершенствование учительского
корпуса.
Имидж
учителя.
Его влияние на формирование имиджа нашей
новой школы. В.Н.Ефимова,
учитель
начальных классов МОУ «Гимназия №4» Саратов,
РФ
«У Вас никогда не будет второго шанса
произвести первое впечатление»
(Ден
Аспромонте)В
связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране
изменяются требования к личности профессионала. Успешной презентации своих
профессиональных и личностных качеств способствует
имидж, то есть то представление, которое человек, неосознанно или намеренно,
создает о себе в глазах других людей. Понятие «имидж» (в пер. с англ. «образ»)
прочно вошло не только в политический, но и современный деловой лексикон,
главным образом потому, что имидж профессионала оказывает сильное влияние на
взаимоотношения с людьми и на эффективность совместной работы. В настоящее
время имидж является неотъемлемым качеством профессионала.
Понятие имидж может быть применимо не только к
одному человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж школы
будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней. Анализ
литературных источников по проблеме имиджа показал, что в современной науке
пока нет единого понимания феномена «индивидуальный имидж». Ряд исследователей
сводят имидж к психическому образу (А.Ю. Панасюк, Л.М. Митина, В.М. Шепель и
др.), к внешнему образу (Л. Браун, М. Спилчейн и др.), к совокупности внешних и
внутренних черт (П. Берд, Т.В Климова, И. Крискунова и др.), к умению управлять
впечатлением, мнением о себе (И. Гоффманн, Ф.А. Кузин, Е.А. Петрова, И.А.
Федоров и др.). В России понятие имидж стало предметом
общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый
читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям
зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х
годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию,
посвященные психологическим аспектам формирования имиджей. ....
Существует ли специфический имидж учителя? — задает вопрос известный
отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: Учителя
определяют в непрофессиональной среде очень быстро. Причину подобного автор
видит в том, что ...большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе
устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность,
самобытность.
Современными отечественными исследователями
выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и
учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых
качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения
детей и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.
На учителя смотрят внимательно... Образ
учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером
тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов.
Я не
помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот лицо, хотя и мало
приметное, не забыл до сих пор..., - писал В. Астафьев. Или в воспоминаниях М.
Шагинян читаем: Помню, был у нас армянин, учитель истории. Он был очень
некрасив с виду, косматый, обросший, сутулый. Эти и многие другие воспоминания людей
показывают, что образ учителя сохраняется в памяти в деталях его внешнего
облика.
Профессия
педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с
нами всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что
педагогические вузы должны прежде всего готовить специалиста, владеющего
определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим
дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к
тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками.
Грамотно реализовать функцию
самоподачи в педагогическом общении учителю важно, особенно в момент
формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25%
начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого
контакта с учениками. Феномен первого впечатления во многих случаях определяет
дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление ученика об
учителе является важнейшей стороной. На
основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно
устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет
большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.
Формируя
стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое
первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В.
Панферова). Имидж
- своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с
окружающими. Американский
психолог Миллер отобрал фотографии "красивых”, "обыкновенных” и "некрасивых”
людей. Затем показал эти фотографии взрослым людям и попросил их высказаться о
внутреннем мире изображенных. Люди оценили "красивых” как более уверенных,
счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем других.
Психологи называют это "эффектом ореола”. И учитель просто обязан использовать
его в своей работе, каждый педагог просто обязан быть красивым. Конечно,
успешная самоподача требует усилий по поддержанию созданного впечатления.
Первым шагом на пути к созданию "эффекта ореола”, можно считать работу над
собственным имиджем. Визуальная привлекательность – первостепенная составная
имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и
правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка. Важной частью имиджа педагога
является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками,
учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми.
От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их
работоспособность. Имидж –
это всегда единство внутреннего и внешнего. "Какой бы имидж вы ни старались
явить миру, от должен быть прежде всего отражением вашей внутренней сути и
прочно базироваться на ней.”
В
одежде учителя должен отражаться его высокий статус, так как между учениками и
учителем должна возникать определенная дистанция. Доказано, что 35% информации человек
получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном.
Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я", на мой
взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение
нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в
профессиональных и личностных контактах.
Имидж школы будет определяться и имиджем
педагогов, работающих в ней.
Важно,
чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его
характеру и взглядам. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог
интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее
адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога
безупречен, — пишет В.М. Шепель. Имидж,
не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег
на весеннем солнышке. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный
контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:
- Высокая самооценка и уверенность
в себе
- Вера в доброжелательность Вселенной
и вера в доброго человека
- Социальная и личная
ответственность Впрочем, мудрый француз Поль Декурсель говорил: «Чтобы производить
впечатление приличного человека, нужно быть им». В этом, наверное, и состоит
самое главное условие выигрышного имиджа.
Литература:
1.
М.
В. Зюзько. Психологические консультации для начинающего учителя. Москва,
"Просвещение”, 1995 г.
2.
Удовенко
М. На уроке и после звонка. Газета "Школьный психолог”, №7, 2006 г.
3.
Алехина И. Имидж и этикет в бизнесе. М., 2005.
4.
Рожков И. Я., Кисмерешкин В.Г. Бренды и
имиджи. М., 2006.
5.
Шепель
В.М. Домашний имидж-консультант. Ростов-на-Дону, 2005.
|