Суббота
18/Ноя/2017
15:12
Категории раздела
Беседа с психологом [5]
Шпаргалка для родителей [8]
Материал для родителей
Шпаргалка для ребят [1]
Тесты.Задания.
О сайте
Сайт учителя начальных классов
Ефимовой Веры Николаевны.
Основан 6 апреля 2011 года.
Подробнее
Обратная связь
E-mail: Verochka-Ne@ya.ru
Web-круг друзей
Сертификаты сайта
Электронный дневник

Наш опрос
Сколько времени у вас уходит на выполнение домашнего задания?
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
"Мой Мир".
Сайт учителя
начальных классов
Ефимовой Веры Николаевны
Главная » Статьи » Беседа с психологом

Самооценка младшего школьника
Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности. 
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки. 
Можно и нужно прослеживать уровень самооценки, проводя контрольное тестирование каждые полгода. Результаты будут более достоверными, если использовать при тестировании разные методики, а также если исследования будут проводиться в различных условиях (успеха и неуспеха). Полученные данные можно сопоставлять и обобщать. 
Предлагаю использовать методику А.И. Липкиной "Три оценки". Ученикам предлагается выполнить любое письменное задание. Работа оценивается тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей с проставленными оценками ученикам говорят: "Три учительницы из трех разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании, поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен". Затем проводится индивидуальная беседа с каждым ребенком, в ходе которой выясняются ответы на вопросы: 
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, сильным или слабым? 
2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают? 
3. Твоя работа заслуживает оценки "3", а учительница поставила "5", обрадуешься этому или огорчишься? 
В ходе беседы взрослый старается не навязывать свое мнение, ответы фиксируются и анализируются. 
Уровень самооценки определяется по следующим показателям: 
совпадение или несовпадение самооценки с оценкой учителя;
характер аргументации самооценки: аргументация, направленная на качество выполнения работы; любая другая аргументация; устойчивость или неустойчивость самооценки о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на вопросы.
Самооценка может быть адекватной, завышенной либо заниженной. 
Уровень самооценки можно выявить и с помощью рисуночных тестов: они информативны как в дошкольном возрасте, так и в начальной школе. Можно попросить нарисовать человека, семью, несуществующее животное. Эти методики наряду с другими показателями помогают оценить социально благополучие ребенка, уровень его самооценки. Низкая самооценка - маленькая фигурка, расположена не по середине листа, а с краю, плохо прорисованы детали, либо использование темных цветов, штриховки. Об адекватной самооценке говорит хорошо прорисованная фигура, расположенная в центре листа, хорошо прорисованное лицо и части одежды, достаточно длинные руки и ноги. Завышенная самооценка - слишком большая фигура, сильно украшенная, все остальные фигуры на рисунке кажутся невзрачными и незаметными. 
Если у дошкольников наличие завышенной самооценки является нормальным явлением, при условии, что она проявляется непостоянно (не во всех тестированиях), то у школьников завышенная самооценка (также, как и заниженная) требует внимания педагога, психолога и родителей. 

Используемая литература:
Е. И. Рогов "Настольная книга практического психолога в образовании", Москва, "Владос", 1995 


Ольга Анисимович,
педагог-психолог,
специально для детского портала "Солнышко". 
Опубликовано 11 мая 2006 г.
Категория: Беседа с психологом | Добавил: Вера_Николаевна (09/Май/2011)
Просмотров: 2496 | Комментарии: 1 | Теги: Самооценка младшего школьника | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
That kind of thikinng shows you're an expert

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]