Суббота
21/Окт/2017
18:45
Категории раздела
Беседа с психологом [5]
Шпаргалка для родителей [8]
Материал для родителей
Шпаргалка для ребят [1]
Тесты.Задания.
О сайте
Сайт учителя начальных классов
Ефимовой Веры Николаевны.
Основан 6 апреля 2011 года.
Подробнее
Обратная связь
E-mail: Verochka-Ne@ya.ru
Web-круг друзей
Сертификаты сайта
Электронный дневник

Наш опрос
Как вы делаете домашнюю работу?
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
"Мой Мир".
Сайт учителя
начальных классов
Ефимовой Веры Николаевны
Главная » Статьи » Беседа с психологом

Имидж учителя

Всероссийская  научно-практическая  конференция

"Наша новая школа" март 2010г

Совершенствование учительского корпуса.                     

Имидж учителя.                

     Его влияние на  формирование имиджа нашей новой школы.

             В.Н.Ефимова,                                                                       учитель начальных классов МОУ «Гимназия №4»   Саратов, РФ


«У Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление»

                                                                               (Ден Аспромонте)

В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране изменяются требования к личности профессионала. Успешной презентации своих профессиональных и личностных качеств  способствует имидж, то есть то представление, которое человек, неосознанно или намеренно, создает о себе в глазах других людей. Понятие «имидж» (в пер. с англ. «образ») прочно вошло не только в политический, но и современный деловой лексикон, главным образом потому, что имидж профессионала оказывает сильное влияние на взаимоотношения с людьми и на эффективность совместной работы. В настоящее время имидж является неотъемлемым качеством профессионала.                                                    

Понятие имидж может быть применимо не только к одному человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.                                                                                                                                                                                                                            Анализ литературных источников по проблеме имиджа показал, что в современной науке пока нет единого понимания феномена «индивидуальный имидж». Ряд исследователей сводят имидж к психическому образу (А.Ю. Панасюк, Л.М. Митина, В.М. Шепель и др.), к внешнему образу (Л. Браун, М. Спилчейн и др.), к совокупности внешних и внутренних черт (П. Берд, Т.В Климова, И. Крискунова и др.), к умению управлять впечатлением, мнением о себе (И. Гоффманн, Ф.А. Кузин, Е.А. Петрова, И.А. Федоров и др.).                                                      

В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей.                                                          

.... Существует ли специфический имидж учителя? — задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро. Причину подобного автор видит в том, что ...большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность.                                                                                        

 Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.                                                                                       

На учителя смотрят внимательно... Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов.                                             

Я не помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот лицо, хотя и мало приметное, не забыл до сих пор..., - писал В. Астафьев. Или в воспоминаниях М. Шагинян читаем: Помню, был у нас армянин, учитель истории. Он был очень некрасив с виду, косматый, обросший, сутулый.          Эти и многие другие воспоминания людей показывают, что образ учителя сохраняется в памяти в деталях его внешнего облика. 

                                                                                                    Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с нами всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны прежде всего готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками. 

                                                                                                

Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками. Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной.  На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.                                                                                               

Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова).               Имидж - своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.                                                                                                                           Американский психолог Миллер отобрал фотографии "красивых”, "обыкновенных” и "некрасивых” людей. Затем показал эти фотографии взрослым людям и попросил их высказаться о внутреннем мире изображенных. Люди оценили "красивых” как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем других. Психологи называют это "эффектом ореола”. И учитель просто обязан использовать его в своей работе, каждый педагог просто обязан быть красивым. Конечно, успешная самоподача требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Первым шагом на пути к созданию "эффекта ореола”, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.                                                                                            Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.                                                                                                                                        Имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. "Какой бы имидж вы ни старались явить миру, от должен быть прежде всего отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней.”                             

В одежде учителя должен отражаться его высокий статус, так как между учениками и учителем должна возникать определенная дистанция.       Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном. Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я", на мой взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.                                                                  Имидж школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.                                          

Важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен, — пишет В.М. Шепель.  Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:

  • Высокая самооценка и уверенность в себе
  • Вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека
  • Социальная и личная ответственность                                                        Впрочем, мудрый француз Поль Декурсель говорил: «Чтобы производить впечатление приличного человека, нужно быть им». В этом, наверное, и состоит самое главное условие выигрышного имиджа.

Литература:

1.      М. В. Зюзько. Психологические консультации для начинающего учителя. Москва, "Просвещение”, 1995 г.

2.      Удовенко М. На уроке и после звонка. Газета "Школьный психолог”, №7, 2006 г.

3.       Алехина И. Имидж и этикет в бизнесе. М., 2005.

4.       Рожков И. Я., Кисмерешкин В.Г. Бренды и имиджи. М., 2006.

5.       Шепель В.М. Домашний имидж-консультант. Ростов-на-Дону, 2005.

Категория: Беседа с психологом | Добавил: Вера_Николаевна (28/Авг/2011)
Просмотров: 22416 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2  
A piece of erudtiion unlike any other!

1  
Лучшие партнерские программы http://baseincome.ru/

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]